Хотелось бы высказаться по поводу такого всем привычного с начальных классов (у кого-то ранее) дела, как чтение и письмо.
Наших предков ничуть не удивляло что написания текста необходимо было иметь такие простые и эффективные вещи как перо, бумага и склянка с чернилами. Вероятно, еще ранее их ничуть не удивляло что для того чтобы оставить текстовое сообщение, нужно было долбить камень. Тогда это казалось понятным - человек пользовался теми техническими приспособлениями для письма, которые были ему доступны. Наверняка некоторые люди считали это неудобным и хотели изменить ситуацию, но техническая революция делала свое дело не так быстро, и только в последние столетия прогресс видоизменил написание: карандаш - ручка - пишущая машинка - компьютер - ... что будет следующим?
Аналогично с чтением: бумага постепенно сдает свои позиции. Впрочем я не считаю замену на простой бумаги на электронную столь революционным - скорее эволюционным. Мы все также читаем буквы, а делать это с помощью бумаги или экрана, дело техники. Вот если бы не нужен был экран или информация поступала в мозг человека совершенно другим образом, вот это я понимаю революция, но до киберимплантатов в голове пока еще далеко.
В данный момент происходит перелом - наша цивилизация всеми силами пытается "переползти" в цифровой век. Чтобы это сделать нужно заняться с самого основного - с образования нашего подрастающего поколения. В связи с этим выглядят довольно интересными инициативы в американских школах, где хотят отказать от традиционного обучения письму (рисовать палочки и буквы еще будут учить) и перейти к обучению с помощью электронных книжек и компьютеров. Весьма интересная инициатива, хотя ожидаю что такую идею очень легко испортить, понаделав ошибок в преподавании. Могу рассказать о себе что ручку или карандаш я использую крайне редко, только в тех случаях когда необходимо быстро записать информацию (да, не все пользуются skype). Я считаю что при должной компьютеризации общества можно избежать и этого момента и даже сделать так, что не нужно будет нигде использовать обычную подпись с помощью ручки.
На этом фоне интересен результат другого эксперимента, который был проведен с участием уже взрослых, сформировавшихся людей, студентов Вашингтонского Университета. Их просили использовать в своем обучении электронные книги, но не запрещали пользоваться и обычными бумажными учебниками. Результат безрадостный - студенты нашли электронные книжки неудобными.
В результатах можно винить техническую составляющую: электронные книги не очень быстро реагируют на запросы пользователя, имеют специфический экран к чтению с которого необходимо привыкать... Но все эти вопросы решаются, например можно использовать не стандартную электронную читалку (которых в последнее время расплодилось просто огромное количество), а планшетный компьютер, в качестве примера всегда приводят красивый и удобный iPad, читать с которого весьма удобно (если, конечно, вам не светит солнце на экран).
Я считаю что проблема кроется не только в техническом несовершенстве электронных книжек, а также в головах пользователей. Именно в том самом образовании, с которого начинается жизнь человека. Всех нас долго и упорно учили сначала читать бумажные книжки, а затем писать в тетрадях. Я потратил на писанину огромное количество своего времени и своих сил сначала в школе, затем в университете. Хорошо что на работе я не занимаюсь "бумагомарательством". Часть из этого времени вполне можно было бы отдать на получение знаний другим путем: просмотр мультимедийных материалов, чтение интересных книг... Если детей с самого детства будут учить пользоваться электронными устройствами и использовать клавиатуру вместо ручки, то у нового поколения не будет никаких проблем с этими устройствами! Именно они смогут отбросить все ненужное и архаичное, и придумывать новые способы взаимодействия человека и компьютера.
В конце концов, вряд ли кто-то сейчас будет учить детей пользоваться скрижалями и письму на берестяных грамотах.
Наших предков ничуть не удивляло что написания текста необходимо было иметь такие простые и эффективные вещи как перо, бумага и склянка с чернилами. Вероятно, еще ранее их ничуть не удивляло что для того чтобы оставить текстовое сообщение, нужно было долбить камень. Тогда это казалось понятным - человек пользовался теми техническими приспособлениями для письма, которые были ему доступны. Наверняка некоторые люди считали это неудобным и хотели изменить ситуацию, но техническая революция делала свое дело не так быстро, и только в последние столетия прогресс видоизменил написание: карандаш - ручка - пишущая машинка - компьютер - ... что будет следующим?
Аналогично с чтением: бумага постепенно сдает свои позиции. Впрочем я не считаю замену на простой бумаги на электронную столь революционным - скорее эволюционным. Мы все также читаем буквы, а делать это с помощью бумаги или экрана, дело техники. Вот если бы не нужен был экран или информация поступала в мозг человека совершенно другим образом, вот это я понимаю революция, но до киберимплантатов в голове пока еще далеко.
В данный момент происходит перелом - наша цивилизация всеми силами пытается "переползти" в цифровой век. Чтобы это сделать нужно заняться с самого основного - с образования нашего подрастающего поколения. В связи с этим выглядят довольно интересными инициативы в американских школах, где хотят отказать от традиционного обучения письму (рисовать палочки и буквы еще будут учить) и перейти к обучению с помощью электронных книжек и компьютеров. Весьма интересная инициатива, хотя ожидаю что такую идею очень легко испортить, понаделав ошибок в преподавании. Могу рассказать о себе что ручку или карандаш я использую крайне редко, только в тех случаях когда необходимо быстро записать информацию (да, не все пользуются skype). Я считаю что при должной компьютеризации общества можно избежать и этого момента и даже сделать так, что не нужно будет нигде использовать обычную подпись с помощью ручки.
На этом фоне интересен результат другого эксперимента, который был проведен с участием уже взрослых, сформировавшихся людей, студентов Вашингтонского Университета. Их просили использовать в своем обучении электронные книги, но не запрещали пользоваться и обычными бумажными учебниками. Результат безрадостный - студенты нашли электронные книжки неудобными.
В результатах можно винить техническую составляющую: электронные книги не очень быстро реагируют на запросы пользователя, имеют специфический экран к чтению с которого необходимо привыкать... Но все эти вопросы решаются, например можно использовать не стандартную электронную читалку (которых в последнее время расплодилось просто огромное количество), а планшетный компьютер, в качестве примера всегда приводят красивый и удобный iPad, читать с которого весьма удобно (если, конечно, вам не светит солнце на экран).
Я считаю что проблема кроется не только в техническом несовершенстве электронных книжек, а также в головах пользователей. Именно в том самом образовании, с которого начинается жизнь человека. Всех нас долго и упорно учили сначала читать бумажные книжки, а затем писать в тетрадях. Я потратил на писанину огромное количество своего времени и своих сил сначала в школе, затем в университете. Хорошо что на работе я не занимаюсь "бумагомарательством". Часть из этого времени вполне можно было бы отдать на получение знаний другим путем: просмотр мультимедийных материалов, чтение интересных книг... Если детей с самого детства будут учить пользоваться электронными устройствами и использовать клавиатуру вместо ручки, то у нового поколения не будет никаких проблем с этими устройствами! Именно они смогут отбросить все ненужное и архаичное, и придумывать новые способы взаимодействия человека и компьютера.
В конце концов, вряд ли кто-то сейчас будет учить детей пользоваться скрижалями и письму на берестяных грамотах.
Комментариев нет :
Отправить комментарий